Компания

Главная » Компания » Пресса о технике Ява » Мотоциклы Ява (с сайта Музея Авторевю)
Назад

Мотоциклы Ява (с сайта Музея Авторевю)

История крупнейшего в Чехословакии производителя мотоциклов – фирмы «Ява» – началась в 1929 году. Количество заказов на вооружение стремительно сокращалось, владелец оружейного завода Ф. Янечек решил перейти на выпуск популярного транспортного средства.

Как раз в это время немецкая фирма «Вандерер» решила перейти на производство автомобилей и полностью отказаться от мотоциклов. Янечек купил у «Вандерера» лицензии на промышленное оборудование и производство последней модели 500-кубового мотоцикла. В условиях разразившегося экономического кризиса спрос на тяжелую машину, имевшую привод заднего колеса через карданный вал, был невелик.

Выход был найден в разработках новых моделей под руководством английского конструктора Д.У. Патчетта, создавшего простые и легкие конструкции 175-кубового мотоцикла с двухтактным двигателем «Вильерс». Мотоцикл отличался характерным видом рамы из штампованных профилей, а для полноценного его производства в Чехословакии вскоре был освоен выпуск двигателей по лицензии – в Европе по-другому было нельзя.
С самого начала производства в 1932 году у себя в стране эта модель стала чрезвычайно популярной, был продолжен выпуск ее усовершенствованных вариантов. В 1935 году был выпущен мотоцикл с двигателем рабочим объемом 250 куб.см. Самый мощный 350-кубовый мотоцикл имел не только четырехтактный нижнеклапанный двигатель, но и верхнеклапанную модель, что по тем временам было символом самых высоких технологий.

С производством этих мотоциклов сложился особый почерк чехословацкой конструкторской школы, и всем ее творениям был обеспечен устойчивый сбыт. Некоторые модели пользовались особой популярностью, например, выпущенный в 1937 году 100-кубовый «Ява-Робот» конструкции И. Иозефа.
Во время Второй мировой войны в оккупированной немцами Чехословакии заводы фирмы «Ява» работали на Вермахт и ремонтировали военную технику, среди которой были и мотоциклы. Втайне от оккупационных властей, сурово наказывавших за саботаж военных заказов, шла работа над опытными образцами. Случались и совершенно невероятные вещи – под видом обкатки вышедших из ремонта немецких мотоциклов в военной раскраске и с эмблемами «ДКВ» на бензобаке прошел испытательный пробег серии экспериментальных мотоциклов. Кроме того, около восьми с половиной тысяч комплектов деталей было спрятано.

Это создало задел для рывка в послевоенное производство – «Ява» стала одной из самых подготовленных европейских компаний и в 1945 году начала сборку моделей довоенного образца, что удалось, пожалуй, только гиганту НСУ. На Парижском автосалоне 1946 года была продемонстрирована модель «Ява-250», спроектированная и испытанная в тайне во время войны И. Иозефом. Мотоцикл стал сенсацией среди довоенных моделей конкурентов, его точный и законченный облик определил направление развития на десятилетия вперед.
Двигатель был одноцилиндровый, двухтактный, сблокированная с ним четырехступенчатая коробка передач имела автомат выключения сцепления. Передняя вилка была телескопической, сзади – свечная подвеска. Кожух фары сливался с чехлом вилки, карбюратор убран под обтекатель двигателя, электропроводка пропущена в раме. 
Все крупные машиностроительные предприятия Чехословакии после войны были национализированы. «Ява» тоже стала государственным предприятием. Сложно сказать, какова была бы судьба чешских мотоциклов в условиях свободного послевоенного рынка, но если до войны высокое качество позволило вытеснить из страны все импортные мотоциклы, то к концу пятидесятых «Явы» экспортировались в 120 стран мира.

В 1948 году была построена 350-кубовая двухцилиндровая версия мотоцикла. С 1953 года на «Явы» стали устанавливать модернизированную переднюю вилку и маятниковую заднюю подвеску, мотоциклы получили обновленную облицовку. Эта модель с середины пятидесятых пошла на экспорт в СССР, ставший их крупнейшим потребителем. 
«Ява» в СССР была мотоциклом престижа. Качество изготовления и почти автомобильные пробеги между ремонтами создали заслуженное уважение к этой марке. Высокая культура производства чехословацких мотоциклов сказывалась на всем. В СССР, жившем по законам дефицита, основные запчасти к «Явам» были доступнее, чем к остальным мотоциклам. В издававшемся на русском языке  журнале «Чехословацкое мотор ревю» завод публиковал рекомендации мотоциклистам и обзоры новинок в конструкции. Общее теплое отношение всех, кто знаком с этими моделями, сохраняется до сих пор.



Технические характеристики:
    
     Ява-350 1953 год.
     Двигатель: двухтактный двухцилиндровый
       Рабочим объемом 350 см.куб.
       Мощность: 13 л.с.
    
     Масса: 145 кг.
     Наибольшая скорость: 120 км/ч.

Ссылка на оригинал статьи

 



© 2007—2015 JAWA Россия. Все права сохранены | создание сайта: ferron design labfd lab