Компания
Назад |
Компании Ява — 80 лет В 2009 году восьмидесятая годовщина производства всемирно известных мотоциклов «ЯВА» совпала со стодесятой годовщиной выпуска первого Комитет ретро-машин Федерации Автомобильного Спорта Свердловской области решил широко отметить эти круглые даты. На всех планируемых в 2009 году парадах и выставках будут демонстрироваться восстановленные или отлично сохранившихся чехословацкие мопеды, мотороллеры и мотоциклы выпуска 50х-80х годов. В рамках традиционного международного слёта мотоциклистов «Ирбит — столица мотоцикла» готовится проведение популярного в 70-х годах слёта «Друзья ЯВЫ» в стиле ретро. Билет и провоз багажа из Москвы стоили «дорого», соответственно 17 и 11 рублей. Вот и нашлись два юных бережливых свердловчанина Вадим Фадеев и Александр Гольдман, которые в целях экономии и поиска приключений в 1961 году решили перегнать две новеньких «ЯВЫ»-250 до Свердловска своим ходом.
Вскоре у В.Фадеева и А. Гольдмана появились многочисленные продолжатели. Проверенные, надёжные и неприхотливые чешские мотоциклы позволяли малоподготовленным мотоциклистам совершать всё более дальние и сложные путешествия. Для регистрации групп и получения «маршрутных книжек» стали обращаться в Свердловский городской клуб туристов. Автор этих строк в 1964 г. встретился с «организованными» туристами — мотоциклистами, путешествующими по «маршрутным книжкам», во время очередной поездки вдвоём с супругой по Украине и Молдавии на мотоцикле «ЯВА». Знакомство показало преимущества коллективного путешествия: есть кому покараулить мотоцикл, пока купаешься в море, да и ночью в палатке в чистом поле спишь спокойнее. По возвращению из отпуска стал активным членом Клуба автомотуристов при областном Совете по туризму и экскурсиям (1967 г.), настолько активным, что его на следующий год выбрали председателем и членом правления Центрального Клуба Автомототуристов в Москве. В соседнем городе Челябинске, местные «явисты» кроме путешествий, два раза в год стали проводить на природе, в живописных местах, на озёрах, слёты моторизованных туристов. Мы пошли дальше. По согласованию с Областным Советом по туризму и экскурсиям слёты мототуристов стали проводить на туристических базах Свердловской области. Путёвки на базы приобретали профсоюзные комитеты на предприятиях, где работали или учились участники.
Слёты занимали особое место главным образом потому, что все соревнования, устраиваемые в их рамках, проводились на дорожных мотоциклах со стандартными шинами. На большинстве машин были установлены багажники, играющие в программе соревнований немалую роль. Команды должны были везти на багажниках сложенную палатку и дрова, нужные для разведения Соревнования подобного рода устраивались часто, что, естественно, отражалось на водительском мастерстве участников. Слеты мотоциклистов не ограничивались лишь спортивными соревнованиями. В программу сборов входили конкурсы, обмен опытом путешествий, показ друг другу различного дополнительного оборудование собственного производства. Просто встречались друзья с общими интересами. Опыт, накопившийся у свердловских любителей мотоциклов на региональных слётах, а так же, в многочисленных путешествиях по стране вскоре дал результаты. Сборная команда мототуристов Свердловской области и команды первичных организаций (клубные) выступающих на мотоциклах «ЯВА», неоднократно становились победителями и призёрами Всесоюзных, На втором слёте география участников значительно расширилась. Дружная команда Свердловского областного Совета по туризму и экскурсиям стала победителем на туристской «полосе препятствий», за что получила приглашение посетить завод «ЯВА» лично от директора Ольдржиха Станека. Желающих попасть на местные слёты мототуристов, где проходил отбор лучших в сборную команду было много. Не требовалось никакой агитации, достаточно было приехать на «упакованной», обклеенной фирменными наклейками «ЯВЕ», в фирменной майке и шапочке на ул. Пушкинскую, где собирались вечерами до трёх десятков не организованных «явистов», дать Годы пролетели быстро. Казалось бы, недавно были торжества по случаю выпуска 1000 000 мотоцикла «ЯВА» для Советского Союза, пятидесятилетний юбилей марки «ЯВА», а юным, отчаянным фанатикам мотоцикла уже под 70 и у завода-изготовителя очередная круглая дата. Но любовь к «ЯВЕ» не стареет! Ныне здравствующие ветераны — «явисты», создали своеобразный клуб «Старушка ЯВА», члены которого являются владельцами более тридцати «ЯВ» разных моделей и годов выпуска. Собрали всё, что связанно с этой маркой — литературу, журналы, вымпелы, значки, нашивки, наклейки с символикой «ЯВЫ». Имеются фотолетопись, дипломы и грамоты, накопительные справки, квалификационные книжки, подтверждающие успехи Свердловского клуба мототуристов… Нет только места, где можно демонстрировать эти экспонаты. |